sábado, 31 de octubre de 2009

МОЙ ЯШИН

МОЙ ЯШИН

Сегодня лучшему в мире футбольному вратарю исполнилось бы 80 лет.

Много из того, что я пережил впервые, связано с Яшиным. Ну, в частности, впервые увидел битком забитые стотысячные “Лужники” 27 мая 71-го года на прощальном яшинском матче со сборной мира.

Есть в таких матчах известная условность — не огорчать юбиляра. Но на поле были звезды, равные по значению Яшину, и — что важнее — у каждого из них был последний шанс ему забить.

Недаром Марадона говорил, что пожертвовал бы сотней забитых мячей ради одного гола Яшину.

И в “Лужниках” кто-то из великих поддался азарту, приложился к мячу от души, с нескольких метров, в самый угол. Яшин, на пятом десятке лет, как мне показалось, среагировал как-то неуклюже — но для гениев какие правила? Рука, которой он парировал мяч, выросла, как ветка.

Вот так он и ушел из футбола, чтобы остаться в нем навечно первым номером.

Про Яшина знают всё и не знают ничего.

Не могу себе простить до сих пор, может, слишком молод был и недостаточно настойчив, что не уговорил тогда режиссера Алексея Габриловича, автора фильма “Футбол нашего детства”, всё бросить и приняться незамедлительно за фильм о Яшине.

Каюсь, в своем интервью с режиссером я выдал желаемое за действительное и анонсировал так и не начатую работу. Яшину моя заметка попалась на глаза, и он заинтересованно спросил: “Правда ли, что Леша собирается обо мне снимать кино?”

Нам-то казалось, что Яшину вполне хватает оказываемых почестей, а ему вовсе и не почести были нужны и навязываемая ему роль свадебного генерала — просто, думаю, хотелось выговориться, рассказать что-то, о чем мы не подозревали.

В первый раз, попав на стадион, я, к своему разочарованию, не увидел Яшина. Шел, разумеется, на матч с его участием, а увидел в воротах одного из его дублеров, пропустившего от Стрельцова и компании 5 мячей.

В следующий мой приход на футбол ворота “Динамо” наконец защищал Яшин. И у меня мог бы сегодня быть, как сейчас принято говорить, эксклюзивный снимок Яшина. И самое обидное, что он был — я успел его сделать трофейным отцовским фотоаппаратом, привезенным с войны.

Я захватил его на стадион со специальной целью самому снять Яшина, не передоверяя это профессиональным фотографам. Но на стадион-то ходили не так, как сейчас, — аншлаг был непременным условием больших матчей. И в давке под трибунами аппарат у меня срезали бритвой. Теперь не столько жаль довоенную немецкую камеру, сколько собственный снимок Яшина.

Вообще-то не по телевизору и не на стадионе я впервые увидел Яшина — на базе в Новогорске. Он сидел на лавочке и курил. Меня поразили две вещи: первая, что Яшин курил (я не знал, что это было прерогативой Яшина — он мог курить перед матчем в раздевалке), вторая, что он курил сигареты “Столичные” (в разгаре были 80-е — и всякий уважающий себя московский пижон курил импортные).

Конечно, как репортер, я его о чем-то спросил, но в памяти остались впечатления только от самого Яшина — вблизи. Но вскоре выяснилось, что он меня почему-то запомнил.

Мы встречали Пеле в “Шереметьево”. Яшин предупредил меня, чтоб я особо не мучил Пеле, уставшего от перелета. Да еще пограничник со своей стороны слишком долго идентифицировал великого бразильца. Про Пеле парень в зеленой фуражке, конечно, знал, но в паспорте-то значилось “Эдсон Арантес ду Насименто”.

И Яшин, оберегая покой Пеле, когда мы его встретили, все-таки в корректной форме отчитал меня за назойливость. Но Яшин при всем своем величии не был главным редактором нашей газеты — и кем бы я сегодня был, поступись тогда престижным редакционным заданием.

Благодаря Яшину я знаком не только с Пеле, который, похвастаюсь, впоследствии пригласил меня на свой юбилей, но и с Эйсебио.

Передавая репортаж с 60-летия Яшина (как потрясающе тогда на притихшем динамовском стадионе читал Евгений Евтушенко: “Лишь для такого вратаря на штангах расцветали розы…”), я задержался и появился на банкете в модном по тем временам ресторане “Союз”, когда торжества уже начались. Понятно, на пороге я стушевался: все знаменитости, которых можно было только себе вообразить, уже дисциплинированно сидели за столами.

Льву Ивановичу к тому времени ампутировали ногу, и лишний раз подниматься из-за стола ему было неловко. Но что значит видеть поле — он мгновенно заметил меня на расстоянии в полверсты, поднялся, помахал рукой: “А я для тебя местечко держу”, — и усадил рядом ни больше ни меньше как с Эйсебио (которого тогда называли “черной жемчужиной”). Остаток вечера, да и могу теперь сознаться, что и ночи, я провел в продолжении застолья с Эйсебио, готового, как оказалось, отмечать юбилей нашего вратаря с поистине русским размахом.

Сейчас даже трудно объяснить, что тогда значило для меня, молодого футбольного репортера, знакомство с великим Эйсебио благодаря великому Яшину. Ну вообразите: вам бы сегодня позвонил по мобильному телефону Александр Сергеевич Пушкин и прочел бы начало “Медного всадника”.

За год до юбилея, летом 88-го, в Мюнхене в знаменитом Английском саду проходило закрытие чемпионата Европы по футболу. Вечер был достаточно прохладным, Яшин в рубашке с коротким рукавом посетовал, что организаторы не предупредили заранее, где соберемся.

Я-то не мерз. Сидел в куртке хоккейного монреальского клуба, подаренной мне, между прочим, Фетисовым. И, конечно, сразу предложил ее Льву Ивановичу, что послужило поводом для воспоминаний о хоккейном Яшине, даже завоевавшем медаль в динамовских воротах.

Потом в Москве по возвращении в “Шереметьево” я видел, как Льва Ивановича катят на специальной каталке. Знал, что он не любит, когда его жалеют (мне рассказывали, что сразу после ампутации, очнувшись от наркоза, он сказал плачущей жене: “Валя, не плачь, зачем мне нога, я больше в футбол не играю”). Я отвел глаза от этой грустной картины, но он сам меня окликнул: “А курточка-то твоя пригодилась”.

Легко допускаю, что кому-то вспоминающиеся мне эпизоды в сравнении с масштабностью личности Яшина покажутся пустяками. Но согласитесь, что расхожих мыслей и общих слов за десятилетия накопилось с избытком, а вот каких-то штрихов личного общения, точнее говоря, своих впечатлений — все меньше. И субъективности в разговоре о Яшине я совсем не боюсь.

Вспоминаю вот, что единственно, кому Яшин доверил написание совместной книги, был старейшина нашего цеха, ныне живущий в Америке, Евгений Рубин.

В частности, Евгений Михайлович писал:

“Он всегда был готов и умел защищать — футбольные ворота. Во всем остальном он был беззащитен, ему никогда не хватало ни желания, ни воли, ни характера постоять ни за себя, ни за свою семью. Когда я поделился этим наблюдением с его женой, она со мной согласилась.

— Когда он и его дружки — а может, не только дружки — собираются где-нибудь в парной — а может, и не в парной — и берут с собой ящик водки, — разоткровенничалась обычно сдержанная Валя, — немудрено загулять и до утра. Ты сам мужик, понимаешь, что к чему. Откуда я знаю, где он был и что делал? А у него пиджак испачкан чем-то вроде помады. Ну соври: мол, задержался на работе, выпили, заснул… Ему даже оправдания выдумывать неохота. Молча раздевается и ложится спать.

— Погляди на нашу мебель, — продолжала она, — скоро развалится. Я ему: давай съездим в магазин, посмотрим новую, Яшину вне очереди продадут. А он: сходи сама, скажи, что ты моя жена…”

Сегодня почти невозможно объяснить, почему первый вратарь мира не мог просто за деньги купить мебель. Но людям моего поколения это памятно и понятно. Как говорил Райкин: дефицит…

Яшин был на 8 лет старше Стрельцова, но прославились они приблизительно в одно и то же время. Они в один и тот же год — в 70-м — закончили играть и в один и тот же год умерли от одной и той же болезни — рака.

Их нередко сталкивали, представляли антиподами. Однако мало кто в большом футболе относился друг к другу так хорошо, как Яшин со Стрельцовым.

Стрельцов считал, что своему фирменному пасу пяткой он обязан именно Яшину: “…Мы с Кузьмой (Валентин Иванов. — П.С.) считали, что Леве забить просто невозможно. Про себя, конечно, считали. Вслух не говорили — забивать-то надо, мы форварды, на нас надеются. Но как забить — не знаем. Доходим до его ворот — начинаем мудрить. Не можем никак принять окончательного решения: когда бить.

Иду я с мячом вдоль линии штрафной. Лева, как всегда, стал смещаться. А вся защита двинулась за мной. Я откинул мяч пяткой Кузьме, он прямо и влепил в девятку динамовских ворот. Я к нему бросился, говорю: вот так только можно Леве забивать”.

Стрельцову, кстати, помогал писать свою книгу Александр Нилин, который в разговоре со мной в свою очередь вспомнил, как он впервые увидел Яшина: “Это было на ужине в честь вручения футболистам “Торпедо” серебряных медалей в ДК имени Лихачева. Лев Иванович предварил тост в честь соперников шуткой, что слово ему предоставили, когда тостующему впору за спинку стула держаться. Он говорил очень хорошо, был задушевен в обращении со всеми присутствующими, располагал к себе домашностью поведения.

Через несколько дней я в разговоре с Валерием Ворониным (знаменитый торпедовский футболист. — П.С.) вернулся к тому вечеру, заметив, что прежде представлял себе Яшина иным — более замкнутым и склонным к партийной ритуальности. “Леве, — вдруг сочувственно сморщился Воронин, — и самому тяжело от того, что часто бывает таким, каким нужно. А он — другой…”

Кстати, когда через несколько лет после автокатастрофы Воронин пытался вернуться в футбол, первую игру он проводил против московского “Динамо”. Перед началом матча, в туннеле, ведущем на поле, Яшин сказал Воронину: “Валер, ну один я от тебя пропущу, а больше ничем помочь не могу”.

Шутка, наверное… Но Воронин-то забил Яшину со штрафного.

Уверен, что ни с кем бы другим, кроме как попавшим в несчастье коллегой, к тому же выдающимся игроком и партнером по сборной, Лев Иванович подобным образом шутить бы не стал.

В Доме журналистов в 58-м провожали на чемпионат мира в Швеции сборную СССР. Юные футболисты декламировали мастерам стихи, потом фотографировались. Самого маленького Яшин посадил к себе на колени — это был знаменитый впоследствии Михаил Гершкович.

Он рассказывал мне в эти предъюбилейные дни, что когда через годы, играя за “Торпедо”, забил Льву Ивановичу, то Яшин сказал: “Молодец, Миша, забивай не только мне, но и другим”.

Это было щедро — по-яшински!

Фотография, между прочим, с Гершковичем, сидящим на коленях у Яшина, тогда обошла все спортивные издания.

В Москве открывали гольф-клуб. Из Швеции приехал знаменитый Тумба Йохансон, а с нашей стороны прибыл аж член Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь горкома партии Лев Николаевич Зайков. И в конце торжеств, обращаясь к Яшину, с пафосом произнес: “Лев, ты звони, если что. Мы обязаны тебе помогать”.

Меня покоробили тогда два момента: партийное “ты” малознакомому, судя по всему, человеку, и особенно “обязаны”, а не “рады”.

Хотя Лев Иванович и сам — положение обязывало — закончил Высшую партийную школу. Но при этом не был закрытым человеком, как это пытаются представить. Он готов был многое о себе рассказать — не все готовы были в те времена услышать и понять правду о Яшине.

Частый гость нашей редакции, президент яшинского Фонда Геннадий Петрович Венглинский, в книге “Вратарь эпохи” вспоминал, как, будучи секретарем комитета комсомола “Динамо”, он отмечал свой день рождения. “Ждали Яшина, который сдавал экзамен по политэкономии. Смотрим, подъезжает такси к северной трибуне, из него выскакивает Лев и бежит — весь красный и очень возбужденный.

Ну на него все и накинулись: сколько тебя одного ждать. А он, смущаясь, в то же время с большим юмором говорит: “Мужики, они (преподаватели политэкономии СССР) совсем обалдели! Сами в экономике пятьдесят лет не могут разобраться и хотят, чтобы я им за один час всё рассказал”.

Теперь я думаю, возвращаясь к неснятому фильму, что Яшину важнее было выговориться, чем лишний раз услышать, какой он великий.

Не к юбилею будет сказано, я не уверен, что нужен какой-либо матч в честь Яшина, но без Яшина. Не мемориал волнует, судьба яшинская — от подростка военных лет, работавшего на оборонном заводе, до человека, познавшего высшие почести.

Звезду Героя Соцтруда ему вручали за несколько дней до смерти. Жена Валентина Тимофеевна позвонила Геннадию Хазанову: “Гена, Лёва умирает, хочет тебя видеть”.

Хазанов рассказывал мне, как Яшин наклонился к нему: “Гена, чего они меня мучают, зачем мне эта звезда, когда я умираю”. “Это был не стон умирающего человека, — вспоминал Геннадий Викторович. — Это было ясное понимание своего положения”.

В воротах он всегда безошибочно выбирал позицию в зависимости от удара. А в жизни у него была одна позиция — жить с достоинством.

Ну и достойно умереть, раз так случилось.

Не могу вот понять одного: почему наш национальный герой не становится героем многосерийных фильмов и чья еще жизнь в спорте выражает так отчетливо биографию всей страны? Не хочется ведь Яшина отдавать целиком официозу…

Может, кому-то покажется странным, но я никогда не обращался к Яшину с просьбой об автографе. Притом что ко Льву Ивановичу с этой просьбой обращались тысячи, подчеркну, незнакомых людей.

А я-то гордился, что знаком — зачем же автограф?

Конечно, когда Яшина не стало, я успел пожалеть о своей глупой щепетильности, но Льва Ивановича уже не было, и ничего исправить было нельзя. Но мне неожиданно повезло — знакомый антиквар презентовал мне мяч с яшинским автографом, правда, подписанным не мне персонально — но какая теперь разница?

Иногда я беру теперь этот мяч в руки и понимаю, что судьбу надо благодарить в том числе и за то, что мальчишке, у которого когда-то украли фотоаппарат с непроявленными снимками, выпала честь знать живого Яшина.

И мне почему-то хочется верить, что снимки мои — в сущности, первый журналистский опыт — не пропали безвозвратно.

Может, кто-то не поленился все же их проявить и мое юношеское изображение Яшина теперь присутствует в чьей-то жизни.

No hay comentarios:

Publicar un comentario

BOGATYR KRASNIY

BOGATYR KRASNIY
LEV YASHIN EN EL SEGUNDO LUGAR CON LA VESTIMENTA DE NEGRO EN EL EQUIPO DE BOGATYR DE KRASNIY SU SEGUNDA FOTOGRAFIA DE JOVEN

Лев Иванович Яшин


LEV YASHIN
Lev Yashin nació el 22 de octubre de 1929 en Moscú, Rusia. Se lo conoce con el apodo de "La araña negra", por su habilidad bajo el arco, y por su habitual indumentaria negra.
Comenzó siendo arquero de hockey sobre hielo en el equipo de la fábrica de herramientas en la que trabajaba, pero a los 14 años debió reemplazar al arquero del equipo de fútbol, dando allí sus primeros pasos en este deporte.
En 1949 ingresó al Dínamo de Moscú, club en el que desarrolló toda su carrera, ganando 5 Ligas rusas y tres Copas, llegando a ser ídolo de su país.
Participó junto a la selección de su país en tres mundiales: Suecia 1958 (cuartos de final), siendo el jugador más destacado de su equipo, Chile 1962 (cuartos de final), e Inglaterra 1966 (semifinales). Disputó y ganó la primera Copa Europea de Naciones (Eurocopa), en 1960.
Se retiró a los 41 años, en ocasión en que él junto a su selección disputara un encuentro frente a un seleccionado del Resto del Mundo, en homenaje a este sensacional arquero.
Tiempo después se convirtió en técnico del Dínamo y de la selección. Falleció el 21 de marzo de 1990 en Moscú, a causa de un cáncer de estómago.
El récord de partidos jugados en la Liga Soviética se encuentra en su poder, con 326 y se dice que atajó 150 penales en toda su carrera.
En 1963 recibió el Balón de Oro, trofeo con que se premia al mejor futbolista de Europa, siendo el primer y único arquero hasta el momento al que se le otorga dicho premio. En 1968 fue galardonado con una Orden Lenin por su trayectoria, un gran logro para un deportista soviético.
Lev Yashin está considerado como el mejor arquero de la historia de la Copa del Mundo. Tal es así, que el trofeo de la FIFA al mejor arquero de ese campeonato, que se entregó por primera vez en 1994, lleva su nombre en reconocimiento a su magnífico trabajo.
El 27 de diciembre de 1999 fue elegido como el mejor deportista ruso del Siglo XX, por los periodistas deportivos de su país.
Lev Yashin era un arquero que reunía todas las virtudes: era ágil, seguro, con reflejos y un enorme sentido de anticipación, y que solía estudiar a sus rivales. Todas estas cualidades lo convirtieron sin dudas en un arquero prácticamente imbatible, y que recibió el elogio de fanáticos de todo el mundo.
SUS TÍTULOS

3 Ligas soviéticas con el Dínamo ( 1954 – 1955 – 1957 – 1959 y 1953)

3 Copas con el Dínamo (1953 – 1967 – 1970)

Medalla de oro en las Olimpíadas de 1956, con su selección.

Eurocopa de 1960, con su selección.