sábado, 31 de octubre de 2009

НАШ ЧЕЛОВЕК ЛЕВ ИВАНОВИЧ. РАЗМЫШЛЕНИЯ ВДОГОНКУ КО ВЧЕРАШНЕМУ ЮБИЛЕЮ ВЕЛИКОГО ВРАТАРЯ

НАШ ЧЕЛОВЕК ЛЕВ ИВАНОВИЧ. РАЗМЫШЛЕНИЯ ВДОГОНКУ КО ВЧЕРАШНЕМУ ЮБИЛЕЮ ВЕЛИКОГО ВРАТАРЯ

Вчера всенародно праздновали 80-летие со дня рождения голкипера «Динамо» и сборной СССР, чемпиона Олимпиады и Европы, обладателя «Золотого мяча» Льва Яшина.

ЧТО МНЕ ЯШИН? КТО МНЕ ЯШИН?

Я никогда не видел, как Яшин играет. Хроника и купленный давным-давно, еще на видеокассете, матч столетия английского футбола не в счет. Так мы смотрим кино, а не спорт. И Яшина любят и помнят именно как спортсмена, а не как артиста.

А мне все это взять неоткуда.

Яшин умер в шестьдесят – в возрасте, до которого мне еще надо дожить, конечно, но который я все-таки к себе вполне в состоянии примерить. Черт! Я не хочу в шестьдесят. Рано! А впрочем, не мне решать.

Может быть, мы сами себя как-то накручиваем, что вот, мол, был у нас Яшин? И еще Гагарин. И больше практически никого, кого бы знал весь мир, кроме Джо Сталина. Ну, а предыдущим был уже Лев Толстой. Это же довольно-таки по-нашему! У своего любимого автора, Игоря Свинаренко, я вычитал когда-то (это не авторская была мысль, а один из персонажей в диалоге говорил), что нас, русских, как и всех, впрочем, никто не любит. Но нам важно, чтобы все-таки любили, и мы себе в этом не признаемся…

Странная мысль, и я с ней не согласен, но вот думается и думается по этому поводу. Сидит таким провоцирующим витамином в мозгу.

ЯШИНА ХОТЕЛОСЬ ЗАЩИЩАТЬ

Почему я задаюсь этими вопросами о Яшине? Потому что он почему-то для меня все-таки очень много значит. Например – не хочу сейчас обсуждать ту историю, она мне нужна для описания последствий – когда я узнал об оскорбляющем память Яшина баннере где-то на футболе, мне стало тоскливо. Захотелось сделать что-то наоборот. Защитить захотелось. И я не нахожу разумного объяснения этому желанию.

Я никогда не видел Яшина, не разговаривал с ним, не слышал его мнения по вопросам, которые меня волнуют. Мне было 18 лет, когда он умер от гангренозного осложнения, и у нас не было ни одной общей темы для диалога на расстоянии. В футбол он уже не играл.

Может быть, вот тут в чем дело. Как-то давно заметил я, что, какого знатока футбола ни спроси, кто величайший игрок в мире, – есть странная закономерность. Это будет игрок из юности того, кого вы спросите.

Если учесть, что ваш воображаемый собеседник – настоящий футбольный знаток, то это удивительно. Вот мой дядя, всю жизнь так или иначе серьезно занимавшийся футболом, часто рассказывал мне про Эйсебио. Дяде тогда еще не исполнилось тридцати лет, и чемпионат мира в Англии был первым, телевизионно показанным в СССР более или менее полно. То есть Эйсебио был для него первым могучим футбольным впечатлением. По силе сигнала, в первую очередь, несопоставимым с прежними. А последующие ему уступали.

И так повсеместно. А ведь с годами любой знаток впечатлениями все богаче, да и понимать он начинает со временем больше. Слепому видно, что в этом замешана любовь, в общем. А с мыслью, что Лев Яшин – лучший вратарь всех времен, мы вступали каждый в свое футбольное детство, когда такие вещи еще принимались на веру. Но, с другой стороны, мало ли легенд впиталось в подкорку аналогичным образом? А Яшин один.

ВЕЛИКИЙ, НЕБОГАТЫЙ, БОЛЬШОЙ…

Разгадка отыскивается просто. Когда переберешь все ключи, она оказывается на поверхности. Только пожелай, только захоти, только вгрызись, узнай. Разгадка в том, что копошиться надо вовсе не в своих чувствах, а в фигуре Яшина. Преодолев толстый (а иначе с личностями подобного масштаба не бывает) слой формальных воспоминаний, орденозвякающих здравиц и некрологов, наведя резкость на старые фотографии, вы понимаете, что перед вами тот самый простой русский человек.

В том смысле, в котором это словосочетание может произнести любой. В смысле, лишенном закомплексованных противопоставлений, желаний быть лучше или хуже других, нерусских. Образец. Не в смысле бронзового на пьедестале, а вот как раз в земном понимании этого. Не памятник, а пример.

Великий, а не гордый. Небогатый, а не жадный. Большой, обязательно с большими руками, чтобы делать какую-то очень мужскую работу, чтобы обнимать жену крепко-крепко, чтобы пожать «пять» при встрече. Умный, но не лукавый. Добрый. Сильный, но и беззащитный – по-мужски беззащитный, перед обстоятельствами.

Наш человек был Лев Иванович. Тот «наш», какими нам, увы, не быть, но как-то даже не завидно, что мы хуже и тиражнее. В случае с Яшиным это не уязвляет. Зато как хочется оказаться хоть на мгновение рядом с ним — живым…

No hay comentarios:

Publicar un comentario

BOGATYR KRASNIY

BOGATYR KRASNIY
LEV YASHIN EN EL SEGUNDO LUGAR CON LA VESTIMENTA DE NEGRO EN EL EQUIPO DE BOGATYR DE KRASNIY SU SEGUNDA FOTOGRAFIA DE JOVEN

Лев Иванович Яшин


LEV YASHIN
Lev Yashin nació el 22 de octubre de 1929 en Moscú, Rusia. Se lo conoce con el apodo de "La araña negra", por su habilidad bajo el arco, y por su habitual indumentaria negra.
Comenzó siendo arquero de hockey sobre hielo en el equipo de la fábrica de herramientas en la que trabajaba, pero a los 14 años debió reemplazar al arquero del equipo de fútbol, dando allí sus primeros pasos en este deporte.
En 1949 ingresó al Dínamo de Moscú, club en el que desarrolló toda su carrera, ganando 5 Ligas rusas y tres Copas, llegando a ser ídolo de su país.
Participó junto a la selección de su país en tres mundiales: Suecia 1958 (cuartos de final), siendo el jugador más destacado de su equipo, Chile 1962 (cuartos de final), e Inglaterra 1966 (semifinales). Disputó y ganó la primera Copa Europea de Naciones (Eurocopa), en 1960.
Se retiró a los 41 años, en ocasión en que él junto a su selección disputara un encuentro frente a un seleccionado del Resto del Mundo, en homenaje a este sensacional arquero.
Tiempo después se convirtió en técnico del Dínamo y de la selección. Falleció el 21 de marzo de 1990 en Moscú, a causa de un cáncer de estómago.
El récord de partidos jugados en la Liga Soviética se encuentra en su poder, con 326 y se dice que atajó 150 penales en toda su carrera.
En 1963 recibió el Balón de Oro, trofeo con que se premia al mejor futbolista de Europa, siendo el primer y único arquero hasta el momento al que se le otorga dicho premio. En 1968 fue galardonado con una Orden Lenin por su trayectoria, un gran logro para un deportista soviético.
Lev Yashin está considerado como el mejor arquero de la historia de la Copa del Mundo. Tal es así, que el trofeo de la FIFA al mejor arquero de ese campeonato, que se entregó por primera vez en 1994, lleva su nombre en reconocimiento a su magnífico trabajo.
El 27 de diciembre de 1999 fue elegido como el mejor deportista ruso del Siglo XX, por los periodistas deportivos de su país.
Lev Yashin era un arquero que reunía todas las virtudes: era ágil, seguro, con reflejos y un enorme sentido de anticipación, y que solía estudiar a sus rivales. Todas estas cualidades lo convirtieron sin dudas en un arquero prácticamente imbatible, y que recibió el elogio de fanáticos de todo el mundo.
SUS TÍTULOS

3 Ligas soviéticas con el Dínamo ( 1954 – 1955 – 1957 – 1959 y 1953)

3 Copas con el Dínamo (1953 – 1967 – 1970)

Medalla de oro en las Olimpíadas de 1956, con su selección.

Eurocopa de 1960, con su selección.