domingo, 1 de noviembre de 2009

Льву Яшину исполнилось бы 80 лет. «Спасибо, народ!»

«Яшин даже школу не окончил»

— Михаил Владимирович, вы с Яшиным много лет в паре тренировались, часто жили с ним в одном номере гостиницы. Какие же качества сделали его первым вратарем всех времен и народов?

— Когда я пришел в «Динамо», сам удивлялся: благодаря каким качествам Яшин стал лучшим вратарем мира? Атлетом его нельзя было назвать, особенно на закате карьеры. В раздевалке, под душем, Лев смотрелся невыигрышно: впалая грудь, тонкие ноги, появлявшееся уже тогда брюшко. В таких качествах, как прыгучесть, реакция, сила, Лев не превосходил Ракитского, Беляева и меня. Но на поле лучше всех прочитывал игру и предугадывал действия соперников. Впрочем, его интуиция проявлялась не только в футболе. Я удивился, когда узнал, что, уже выступая за сборную, Лев не имел даже оконченного среднего образования. Он этого стеснялся, хотя какая тут его вина? Детские годы его пришлись на войну, и с 12 до 16 лет он на оборонном заводе стоял за токарным станком по 10 часов ежедневно. Но когда уже стал знаменитым футболистом, в обществе академиков, артистов, писателей никогда не казался неучем — легко мог поддержать разговор на любые темы, в том числе и с людьми, не знающими русский язык.

— Яшин общался с Пеле, Беккенбауэром, Чарльтоном без переводчика?

— Немецким на разговорном уровне Лев владел неплохо, а также знал какие-то ключевые слова на множестве других языков. Помню, когда мы гуляли по Марселю, я зазевался и пошел через улицу на красный свет. Полицейский повязал меня и собирался либо взыскать немалые деньги, либо тащить в участок. Яшин вмешался в беседу, хотя полицейский даже не признал в нем великого футболиста. В итоге Лев Иваныч при помощи слов типа «русо туристо» и богатого набора мимики и жестов уговорил полицейского, и тот отпустил меня.

«Начальство злоупотребляло Яшиным»

— Сейчас много пишут, что Яшин был заядлым курильщиком. Правомерно ли говорить о нарушении спортивного режима великим футболистом?

— За всю карьеру Яшин не сорвал ни одной тренировки по причине «потери формы после вчерашнего». Хотя динамовское начальство злоупотребляло большой человеческой симпатией Яшина, бросая великого вратаря в качестве последнего средства, когда нужно было ублажить ещё более высоких чиновников. И Льву Иванычу, не расположенному к выпивке и страдавшему язвой, приходилось нарушать режим, чтобы решить нужный для «Динамо» вопрос. Хотя даже принятие изрядного количества рюмок ни на внешнем виде Яшина, ни на его поведении никак не отражалось. Только на следующий день больше обычного мучился изжогой и глотал соду горстями.

— Насколько была велика популярность Яшина?

— Рассказанный мною случай с полицейским не совсем характерен. Яшин в любой стране был самым популярным советским спортсменом. Его узнавали на улицах. Даже условия выезда сборной СССР или «Динамо» на зарубежные товарищеские матчи неизменно оговаривались исходя из главного фактора — приедет Лев Иваныч или нет. Фамилия Яшин гарантировала аншлаг на любом стадионе Европы и Латинской Америки.

И в СССР Яшин был самым популярным спортсменом. Восторженно его всегда встречали даже в Закавказье, где от бешеной любви к своим местным кумирам часто пренебрежительно относились к «чужакам». Но не к Яшину. Вспоминаю типичную для Тбилиси сценку. Мы с Яшиным сидим за столиком в ресторане гостиницы. Обычный обед, без спиртного. Но официант приносит бутылку марочного вина: «Лэв Иваныч, вам от того столыка». Яшин улыбается и заказывает официанту отнести на тот столик ответный презент. Через пять минут от восторженных грузин на наш стол приносят с десяток разномастных бутылок. И официант настаивает, чтобы Яшин и его товарищи забрали все с собой. Уходим с полными руками, ведь от чистого сердца угощение!

«Яшин и Стрельцов водили разные компании»

— Правда, что на злополучном собрании по поводу осуждения Стрельцова Яшин был единственным, кто поднял слово в его защиту?

Вообще-то Яшин и Стрельцов были разными людьми, водили, как говорится, разные компании. И если Эдуард был довольно наивным, не приспособленным к жизни человеком, то Яшин — мудрым, рациональным. Льва Иваныча легче было увидеть рядом с партийными работниками или начальниками из органов, чем в компании с какими-то темными личностями, «откинувшимися» с зоны. Но друг к другу Стрельцов и Яшин относились с большой теплотой. Я на тех «разборках» со Стрельцовым не присутствовал, но мой бывший тренер Валентин Иванов рассказывал, что Яшин был единственным, кто осмелился предложить взять Эдика на поруки. Хотя знал, что от защиты футболиста устранились и спортивные, и партийные начальники.

Эдуард Мудрик, защитник «Динамо» и сборной СССР 1960-х годов:

— Вспоминаю лето 1953 года. 23-летний Лев Яшин в том сезоне стал первым вратарем «Динамо». На базе в Новогорске несколько динамовских форвардов в бешеном темпе «расстреливают» ворота. А я, 13-летний паренек, выбиваю мячи из-за линии ворот назад в поле. Нечаянно попадаю Яшину в затылок. Ну все, думаю, достанется мне от дяди Левы. Но дядя Лева медленно повернулся, укоризненно покачал головой и крикнул форвардам продолжать тренировку.

Май 1971 года. Лев Яшин, сыграв на своем прощальном матче первый тайм против сборной мира, покидает поле. Оглушительный рев трибун стадиона перекрыл слова, с которыми он обратился к своим болельщикам. Я, к счастью, стоял рядом, на кромке поля, и расслышал два слова: «Спасибо, народ!»

Виктор Ворошилов, форвард «Локо», главный «обидчик» Яшина, забивший ему ВОСЕМЬ голов в матчах чемпионатов и Кубка СССР:

— Леву вызывали в сборную страны постоянно, меня — лишь эпизодически, причем на закате моей карьеры. Тогда лишь нам двоим было за 30, и только мы были в сборной СССР курящими. Но вдвоем, за компанию, не курили никогда. Каждый из нас таился от молодых партнеров. Если становилось невтерпеж, отлучались поодиночке за деревья. А вот когда вся команда заканчивала тренироваться, Лев именно мне говорил: «Пошли, Клим, побьешь по воротам». Молодые сначала за нами наблюдали. Потом многие переняли привычку индивидуально отрабатывать какие-то упражнения. Но такого, чтобы Яшин молодых поучал, морали читал, при мне никогда не было. Только личным примером воспитывал.

Алексей Парамонов, олимпийский чемпион 1956 года, тренер сборной СССР 1969–1974 годов:

— Вас, может быть, это удивит, но Яшин, игравший за «Динамо» с 1949 по 1971 год, в начале своей карьеры был рьяным болельщиком «Спартака». И эту любовь он пронес через всю жизнь. Уже в составе сборной СССР он селился в одном номере со спартаковцем Толиком Исаевым, хотя в команде было по пять-шесть динамовцев. Все спартаковцы были страстными меломанами, и через нас Лева приобщался к мировым хитам. Исаев в любой зарубежной поездке весь запас валюты тратил на пластинки Фрэнка Синатры и Гарри Кросби. Он таскал с собой Льва в походы по музыкальным магазинам. А в Мельбурне перед Олимпиадой повел Льва на концерт ещё тогда малоизвестного Элвиса Пресли.

Досье

Лев Яшин

Родился 22 октября 1929 года в Москве. С 1942 года работал слесарем на оборонных предприятиях Ульяновска и Москвы. С 1944 года играл в заводских командах на турнирах по футболу и хоккею с мячом. В 1949 году был приглашен в «Динамо». В составе этого клуба выступал на футбольных и хоккейных (с шайбой) чемпионатах СССР.

Пятикратный чемпион СССР и трехкратный обладатель Кубка СССР по футболу. В 1956 году стал олимпийским чемпионом, в 1960-м — чемпионом Европы. Всего принял участие в 78 матчах за сборную.

В 1963 году стал единственным в истории мирового футбола вратарем, получившим «Золотой мяч» — приз лучшему игроку планеты.

После завершения карьеры перешел на управленческую работу в «Динамо».

20 марта 1990 года скончался от осложнения, вызванного гангреной ноги.

No hay comentarios:

Publicar un comentario

BOGATYR KRASNIY

BOGATYR KRASNIY
LEV YASHIN EN EL SEGUNDO LUGAR CON LA VESTIMENTA DE NEGRO EN EL EQUIPO DE BOGATYR DE KRASNIY SU SEGUNDA FOTOGRAFIA DE JOVEN

Лев Иванович Яшин


LEV YASHIN
Lev Yashin nació el 22 de octubre de 1929 en Moscú, Rusia. Se lo conoce con el apodo de "La araña negra", por su habilidad bajo el arco, y por su habitual indumentaria negra.
Comenzó siendo arquero de hockey sobre hielo en el equipo de la fábrica de herramientas en la que trabajaba, pero a los 14 años debió reemplazar al arquero del equipo de fútbol, dando allí sus primeros pasos en este deporte.
En 1949 ingresó al Dínamo de Moscú, club en el que desarrolló toda su carrera, ganando 5 Ligas rusas y tres Copas, llegando a ser ídolo de su país.
Participó junto a la selección de su país en tres mundiales: Suecia 1958 (cuartos de final), siendo el jugador más destacado de su equipo, Chile 1962 (cuartos de final), e Inglaterra 1966 (semifinales). Disputó y ganó la primera Copa Europea de Naciones (Eurocopa), en 1960.
Se retiró a los 41 años, en ocasión en que él junto a su selección disputara un encuentro frente a un seleccionado del Resto del Mundo, en homenaje a este sensacional arquero.
Tiempo después se convirtió en técnico del Dínamo y de la selección. Falleció el 21 de marzo de 1990 en Moscú, a causa de un cáncer de estómago.
El récord de partidos jugados en la Liga Soviética se encuentra en su poder, con 326 y se dice que atajó 150 penales en toda su carrera.
En 1963 recibió el Balón de Oro, trofeo con que se premia al mejor futbolista de Europa, siendo el primer y único arquero hasta el momento al que se le otorga dicho premio. En 1968 fue galardonado con una Orden Lenin por su trayectoria, un gran logro para un deportista soviético.
Lev Yashin está considerado como el mejor arquero de la historia de la Copa del Mundo. Tal es así, que el trofeo de la FIFA al mejor arquero de ese campeonato, que se entregó por primera vez en 1994, lleva su nombre en reconocimiento a su magnífico trabajo.
El 27 de diciembre de 1999 fue elegido como el mejor deportista ruso del Siglo XX, por los periodistas deportivos de su país.
Lev Yashin era un arquero que reunía todas las virtudes: era ágil, seguro, con reflejos y un enorme sentido de anticipación, y que solía estudiar a sus rivales. Todas estas cualidades lo convirtieron sin dudas en un arquero prácticamente imbatible, y que recibió el elogio de fanáticos de todo el mundo.
SUS TÍTULOS

3 Ligas soviéticas con el Dínamo ( 1954 – 1955 – 1957 – 1959 y 1953)

3 Copas con el Dínamo (1953 – 1967 – 1970)

Medalla de oro en las Olimpíadas de 1956, con su selección.

Eurocopa de 1960, con su selección.