«Яшин даже школу не окончил»
— Михаил Владимирович, вы с Яшиным много лет в паре тренировались, часто жили с ним в одном номере гостиницы. Какие же качества сделали его первым вратарем всех времен и народов?
— Когда я пришел в «Динамо», сам удивлялся: благодаря каким качествам Яшин стал лучшим вратарем мира? Атлетом его нельзя было назвать, особенно на закате карьеры. В раздевалке, под душем, Лев смотрелся невыигрышно: впалая грудь, тонкие ноги, появлявшееся уже тогда брюшко. В таких качествах, как прыгучесть, реакция, сила, Лев не превосходил Ракитского, Беляева и меня. Но на поле лучше всех прочитывал игру и предугадывал действия соперников. Впрочем, его интуиция проявлялась не только в футболе. Я удивился, когда узнал, что, уже выступая за сборную, Лев не имел даже оконченного среднего образования. Он этого стеснялся, хотя какая тут его вина? Детские годы его пришлись на войну, и с 12 до 16 лет он на оборонном заводе стоял за токарным станком по 10 часов ежедневно. Но когда уже стал знаменитым футболистом, в обществе академиков, артистов, писателей никогда не казался неучем — легко мог поддержать разговор на любые темы, в том числе и с людьми, не знающими русский язык.
— Яшин общался с Пеле, Беккенбауэром, Чарльтоном без переводчика?
— Немецким на разговорном уровне Лев владел неплохо, а также знал
«Начальство злоупотребляло Яшиным»
— Сейчас много пишут, что Яшин был заядлым курильщиком. Правомерно ли говорить о нарушении спортивного режима великим футболистом?
— За всю карьеру Яшин не сорвал ни одной тренировки по причине «потери формы после вчерашнего». Хотя динамовское начальство злоупотребляло большой человеческой симпатией Яшина, бросая великого вратаря в качестве последнего средства, когда нужно было ублажить ещё более высоких чиновников. И Льву Иванычу, не расположенному к выпивке и страдавшему язвой, приходилось нарушать режим, чтобы решить нужный для «Динамо» вопрос. Хотя даже принятие изрядного количества рюмок ни на внешнем виде Яшина, ни на его поведении никак не отражалось. Только на следующий день больше обычного мучился изжогой и глотал соду горстями.
— Насколько была велика популярность Яшина?
— Рассказанный мною случай с полицейским не совсем характерен. Яшин в любой стране был самым популярным советским спортсменом. Его узнавали на улицах. Даже условия выезда сборной СССР или «Динамо» на зарубежные товарищеские матчи неизменно оговаривались исходя из главного фактора — приедет Лев Иваныч или нет. Фамилия Яшин гарантировала аншлаг на любом стадионе Европы и Латинской Америки.
И в СССР Яшин был самым популярным спортсменом. Восторженно его всегда встречали даже в Закавказье, где от бешеной любви к своим местным кумирам часто пренебрежительно относились к «чужакам». Но не к Яшину. Вспоминаю типичную для Тбилиси сценку. Мы с Яшиным сидим за столиком в ресторане гостиницы. Обычный обед, без спиртного. Но официант приносит бутылку марочного вина: «Лэв Иваныч, вам от того столыка». Яшин улыбается и заказывает официанту отнести на тот столик ответный презент. Через пять минут от восторженных грузин на наш стол приносят с десяток разномастных бутылок. И официант настаивает, чтобы Яшин и его товарищи забрали все с собой. Уходим с полными руками, ведь от чистого сердца угощение!
«Яшин и Стрельцов водили разные компании»
— Правда, что на злополучном собрании по поводу осуждения Стрельцова Яшин был единственным, кто поднял слово в его защиту?
—
Эдуард Мудрик, защитник «Динамо» и сборной СССР
— Вспоминаю лето 1953 года. в Новогорске несколько динамовских форвардов в бешеном темпе «расстреливают» ворота. А я,
Май 1971 года. Лев Яшин, сыграв на своем прощальном матче первый тайм против сборной мира, покидает поле. Оглушительный рев трибун стадиона перекрыл слова, с которыми он обратился к своим болельщикам. Я, к счастью, стоял рядом, на кромке поля, и расслышал два слова: «Спасибо, народ!»
Виктор Ворошилов, форвард «Локо», главный «обидчик» Яшина, забивший ему ВОСЕМЬ голов в матчах чемпионатов и Кубка СССР:
— Леву вызывали в сборную страны постоянно, меня — лишь эпизодически, причем на закате моей карьеры. Тогда лишь нам двоим было за 30, и только мы были в сборной СССР курящими. Но вдвоем, за компанию, не курили никогда. Каждый из нас таился от молодых партнеров. Если становилось невтерпеж, отлучались поодиночке за деревья. А вот когда вся команда заканчивала тренироваться, Лев именно мне говорил: «Пошли, Клим, побьешь по воротам». Молодые сначала за нами наблюдали. Потом многие переняли привычку индивидуально отрабатывать
Алексей Парамонов, олимпийский чемпион 1956 года, тренер сборной СССР 1969–1974 годов:
— Вас, может быть, это удивит, но Яшин, игравший за «Динамо» с 1949 по 1971 год, в начале своей карьеры был рьяным болельщиком «Спартака». И эту любовь он пронес через всю жизнь. Уже в составе сборной СССР он селился в одном номере со спартаковцем Толиком Исаевым, хотя в команде было по
Досье
Лев Яшин
Родился 22 октября 1929 года в Москве. С 1942 года работал слесарем на оборонных предприятиях Ульяновска и Москвы. С 1944 года играл в заводских командах на турнирах по футболу и хоккею с мячом. В 1949 году был приглашен в «Динамо». В составе этого клуба выступал на футбольных и хоккейных (с шайбой) чемпионатах СССР.
Пятикратный чемпион СССР и трехкратный обладатель Кубка СССР по футболу. В 1956 году стал олимпийским чемпионом, в
В 1963 году стал единственным в истории мирового футбола вратарем, получившим «Золотой мяч» — приз лучшему игроку планеты.
После завершения карьеры перешел на управленческую работу в «Динамо».
20 марта 1990 года скончался от осложнения, вызванного гангреной ноги.
No hay comentarios:
Publicar un comentario