Льву Яшину – 80 лет
Завтра у лучшего футболиста (а может, и спортсмена) нашей страны всех времен Льва Яшина юбилей. Ему исполнилось бы 80 лет. Хотя о таких людях, которых принято называть «наше все», в прошедшем времени не говорят. О нем столько написано и рассказано, что, кажется, и добавить нечего. Но тем не менее своими личными впечатлениями о великом, легендарном, незабываемом (и прочая, прочая, прочая) спортсмене и человеке делятся как ветераны, коллеги Яшина по футбольному цеху, так и журналист-болельщик.
«Мой учитель и друг»
Рассказывает Виктор ПОНЕДЕЛЬНИК, автор золотого гола первого чемпионата Европы 1960 года:
– Для меня Лева был не просто кумиром, великим вратарем, уважаемым всеми человеком. Он был для меня еще и другом, старшим товарищем. Именно Яшин протянул мне руку помощи, помог освоиться, поддержал, когда меня, совсем молодого футболиста заводской команды класса «Б», пригласили сразу в первую сборную СССР! Помню, тогда на январских сборах он затащил меня к себе в номер и долго со мной беседовал, подбадривал, советовал не тушеваться. А в Ростове-на-Дону, где я выступал почти всю карьеру, помню, как в 1963 году он вытащил три фантастических удара Олега Копаева. Дважды с ним выходил один на один и я, но Леву переиграть не сумел. Убежден, что в 1963 году «Динамо» стал чемпионом во многом благодаря Яшину. Недаром он получил в том году звание лучшего футболиста Европы.
А еще у меня в памяти отложилось наше турне по Южной Америке. Леву просто обожали в Бразилии. Он был там, наверное, вторым по популярности футболистом после, естественно, Пеле. Так вот Яшина пригласили на телевидение и прямо в студии поставили чуть уменьшенные футбольные ворота и объявили денежный приз за каждый забитый или отбитый удар. В студию ринулись люди, чтобы забить великому вратарю и прославиться на весь мир. Но Яшин не пропустил ни одного гола! Когда ведущий вручил нашему вратарю крупную сумму денег, Яшин взял банкноты, попросил микрофон и сказал: «Прошу передать эти деньги бездомным детям и желаю им стать такими же великими футболистами, как Пеле!»
«Спартаковцы с ним были спокойны»
Рассказывает Никита СИМОНЯН, олимпийский чемпион 1956 года:
– Помню, как Лева дебютировал в 1950 году. Тогда Хомич получил травму в матче с нами, то есть со «Спартаком», и минут за 10 до конца игры в ворота встал какой-то долговязый парень. И буквально через три минуты после моего паса Коля Паршин головой перебросил новичка и сравнял счет. После этого Лева на три года снова сел в запас. А затем начиная с 1954 года на полтора десятилетия ему не было равных не только в стране, но и в мире.
В финале Олимпиады 1956 года в основном составе сборной играли десять спартаковцев. Даже Эдику Стрельцову из-за этого места не нашлось, но по Яшину никаких вопросов не было. И сыграл он в финале потрясающе. И мы в финале чувствовали себя с ним спокойно. Он так быстро наладил взаимопонимание с нашими защитниками, теми же Огоньковым и Тищенко, что, казалось, они играют вместе много лет. У нас были позже очень хорошие, даже классные вратари: Рудаков, Кавазашвили, Дасаев. Но таких, как Яшин, – никогда.
«Любовь на всю жизнь»
Михаил ЩИПАНОВ, заместитель главного редактора «Вечерней Москвы», болельщик «Динамо»:
– Льва Ивановича я увидел уже на излете его карьеры. Как и многие мальчишки, я стал болельщиком «Динамо», еще толком не видя клуба в игре, мне было достаточно, что там играет сам Яшин.
Но в 1967 году, когда я, храбрый восьмилетка (сейчас трудно представить, чтобы кто-то из нормальных родителей отпустил мальчишку одного на нынешние стадионы), стал сам ходить на северную трибуну «Динамо», гордо покупая билет за рубль (вот были цены!), вратарь Союза стал часто болеть, травмироваться, а его дублеры Скоков и Балясников у старых болельщиков вызывали одно раздражение. И мяч они не так выбивают, и с защитой нет взаимопонимания. Но кто вообще мог сравниться с легендой, с игроком-талисманом?! Сейчас разговоры о том, что когда-то у нас были футболисты, на которых специально ходили, чтобы наслаждаться их игрой, а не глотку рвать в коллективном фановском помутнении, будят лишь ностальгические воспоминания. Яшин был именно таким. Я не знаю, что бы сделали с питерской шпаной, вывесившей в прошлом году баннер «Сдох ваш Яшин – сдохните и вы». Наверное, обвинили бы в национальной измене.
Яшин был всеобщей гордостью. Его вполне можно было бы вставить в известный куплет Визбора о перекрытии Енисея и производстве ракет. Когда он выходил на поле в веренице игроков в своем темном свитере с буквой «Д» и неизменной по тем временам кепке, трибуны разражались овацией. И не важно, был ли ты болельщиком «Спартака» или ЦСКА, Яшин принадлежал всем.
Да, в конце шестидесятых «черный паук» был уже не так ловок и пластичен. И когда он взглядом провожал летящий в сторону его ворот мяч, сердца динамовских фанов замирали. Неясно было: дело в яшинском легендарном глазомере или классик просто запоздал с прыжком. Но все компенсировалось яшинской магией, когда выходившие один на один форварды не попадали в ворота мимо уже оказавшегося как бы вне игры вратаря. О Кашпировском и Ко тогда еще не знали.
Лев Иванович не был святым, частенько нарушал режим, как говорят, покуривая даже на сборах. Но когда после окончания игроцкой карьеры его вытеснили с поста начальника футбольной команды «Динамо», из команды словно ушла душа. Как будто генетический код изменился.
No hay comentarios:
Publicar un comentario