viernes, 30 de octubre de 2009

К ЮБИЛЕЮ ЛЬВА ЯШИНА. ВСЕ МОГУТ ВРАТАРИ!

К ЮБИЛЕЮ ЛЬВА ЯШИНА. ВСЕ МОГУТ ВРАТАРИ!

КОЛЛЕГИ. 22 октября Льву Ивановичу Яшину исполнилось бы 80 лет. Не так уж и много, а ведь уже 19 лет, как нет его с нами.

Накануне памятного юбилея «ССФ» собрал в редакции вратарей. Анзор Кавазашвили шесть лет в сборной СССР провел вместе с Яшиным. Владимир Пильгуй официально принял вратарскую эстафету от Льва Ивановича в его прощальном матче в мае 1971-го. Николай Гонтарь чуть позднее 12 лет защищал динамовские ворота. А Владимир Габулов играет в них и поныне. Вместе с Валентиной Тимофеевной Яшиной, вдовой легендарного вратаря, все вместе помянули коллегу.

«ПРОСТО У НИХ РАБОТА ТАКАЯ…»

— Бытует мнение, что вратари – люди не от мира сего: нормальному человеку непросто заставить себя бросаться в ноги бегущему на всех порах форварду. С другой стороны, считается, что вратарь – это полкоманды. И то, и другое правильно?

Валентина Тимофеевна:

— Конечно, обычный человек только в исключительных случаях совершает то, что вратари делают постоянно. Но они же добровольно выбрали такую долю. Моему мужу, например, ничего человеческое не было чуждо. В повседневной жизни он не был отчаянным. Лев был очень стеснительным. Мог пойти и попросить за кого-то, но только не за себя, не за семью. Его всегда волновало мнение соседей: все стеснялся, что у нас бывает шумно.

Когда Лев стал начальником команды, то выбивал игрокам квартиры, машины, устраивал их детей в детские сады, освобождал от службы в армии, помогал поступать в институты, а за некоторых даже «сдавал» в кабинетах деканов и ректоров экзамены. Однажды он спросил у меня: «Валя, ты представляешь на моем месте Пеле или Бобби Чарльтона?». Представить было невозможно. Но, с другой стороны, невозможно было и представить, чтобы футболисту присвоили звание Героя Социалистического Труда. Среди спортсменов такой высокой чести первым был удостоен мой муж. К сожалению, это случилось за несколько дней до его смерти.

Анзор КАВАЗАШВИЛИ:

— Я не считаю себя человеком не от мира сего. Я и вратарем-то стал случайно. В детстве во дворе любил забивать. Когда же в Батуми футбольная школа объявила набор, все желающие хотели играть в нападении, а добровольных вратарей не было. Видя это, я и занял место в воротах. Наша команда победила. Ко мне подошел тренер и сказал, что берет меня за смелость. А позже я понял, что защищать ворота не менее почетно, чем забивать мячи. Скажу больше — вратарь действительно полкоманды. Ведь одно его неверное движение — и труд всей команды может пойти насмарку. По крайней мере, не слышал, чтобы кого-то из полевых игроков называли половиной команды. Правда, далеко не всех вратарей так называют. А Яшина называли....

Владимир ПИЛЬГУЙ:

— В отличие от Анзора, быть вратарем я мечтал с детства. И считаю, свое место в футболе нашел именно в воротах, а не в чужой штрафной. Но с Кавазашвили я согласен в том, что далеко не каждого вратаря называют половиной команды.

Николай ГОНТАРЬ:

— По-моему, вратари — обычные люди, просто работа у них не такая, как у всех. Вот сидит Володя Габулов, который спас ворота, бросившись в ноги Веллитону, и в прямом смысле получил по зубам. Конечно, это был смелый поступок, но, думаю, когда он прыгал за мячом, то не задумывался о последствиях, о возможной травме. Он делал это автоматически. Так приучен.

Владимир ГАБУЛОВ:

— Не мне судить о своей игре, о том злосчастном броске. Могу только признать, что в ворота я в детстве встал больше из-за лени. Не хотелось много бегать по полю. Не знаю, какой бы из меня получился форвард, но, став вратарем, я понял, что спасать команду не менее приятно, чем забивать голы.

НА МЕСТЕ ПИЛЬГУЯ МЕЧТАЛ БЫТЬ КАЖДЫЙ ВРАТАРЬ

— Когда вы Льва Ивановича вспоминаете, какие у вас возникают ассоциации? Что приходит в голову в первую очередь?

Анзор КАВАЗАШВИЛИ:

— Со Львом Ивановичем играл в сборной с 1965-го по 70-й год. Часто жил с ним в одном номере в гостинице или на тренировочной базе. Случалось, что, проснувшись ночью, видел, как Яшин разводил в стакане соду и пил ее. Ведь у него с раннего возраста была язва желудка. Тем не менее об этом почти никто не знал. Он все боли сносил втихомолку, и это никак не сказывалось ни на его игре, ни на отношениях с партнерами.

Часто говорят о нездоровой конкуренции среди вратарей. Возможно, где-то она и достигает точки кипения. Но только не в московском «Динамо», не в сборной страны, когда играл Яшин. Он видел в нас, более молодых игроках, не конкурентов, стремящихся правдами и неправдами занять его место, а свою смену. Помню, на тренировках он отводил нас в сторону и учил, когда надо ловить мяч, а когда отбивать. Когда выбивать его ногой, а когда вводить в игру руками. В этом он был большой дока.

То, что я играл со Львом Ивановичем в одной команде, имело и плюсы, и минусы. Конечно, я у него учился. Но авторитет, высокое мастерство Льва Ивановича нередко довлели надо мной. Ведь полевые игроки привыкали к Яшину и чувствовали себя раскрепощеннее, увереннее. Они ему полностью доверяли. А вот выхожу я, менее им знакомый…

На чемпионате мира-66, помню, перед первой игрой с корейцами тренеры объявили, что я играю в основе. На установке у меня аж мандраж начался: как же, сам Яшин в запасе. Мы выиграли у корейцев со счетом 3:0. Казалось бы, все хорошо. Но когда перед следующим матчем с Италией сказали, что играть будет Яшин, у меня гора с плеч, я почувствовал такое облегчение, скажу более — я был счастлив оказаться на скамейке запасных. Для меня Лев Иванович остался лучшим вратарем в мире.

Недавно в Лужниках проводился матч между ветеранами Германии и России в честь Льва Ивановича. Для меня так и осталось загадкой, почему меня не пригласили, хотя бы в болельщики.

Владимир ПИЛЬГУЙ:

— Памятного много. Думаю, начать надо с того, что мой приход в «Динамо» во многом состоялся потому, что там играл Яшин. Я очень хотел быть с ним в одной команде. И был счастлив, когда в прощальном матче Лев Иванович именно мне передал свои перчатки.

Анзор КАВАЗАШВИЛИ:

— Володя, ты не представляешь, какой белой завистью я завидовал тебе в тот момент. Так хотел оказаться на твоем месте.

Владимир ПИЛЬГУЙ:

– Ты мог перейти в «Динамо» раньше меня. Но, выходит, шанс свой упустил сам. Я же приехал в Москву зимой 70-го года и с Львом Ивановичем познакомился на тренировке в теннисном манеже в «Динамо». Мы поздоровались. Яшин оценивающе посмотрел на меня, но ничего не сказал. Потом, когда мы играли и тренировались вместе и когда Лев Иванович завершил игровую карьеру, я ни разу не услышал от него обидных слов. Даже когда и сам понимал, что ошибся. Он всегда поддерживал меня, утешал: «Ну ладно, ничего страшного не случилось. Вратарь, пока не пропустит свои 500 мячей, вратарем не будет».

Николай ГОНТАРЬ:

— Анзор, а я завидовал тебе в том плане, что ты много лет играл и тренировался с Яшиным в сборной. Меня же пригласили в «Динамо», когда он был уже начальником команды. Так, вспоминая Льва Ивановича, скажу, что все его величие как выдающегося вратаря — не только в высоком классе, но и в его изумительных человеческих качествах: справедливости, честности, порядочности. У нас было немало высококлассных вратарей, но далеко не каждый остался в нашей памяти. Помню как-то в начале 70-х годов мы ездили на товарищеские матчи в Англию. Сезон уже закончился, и перед отъездом в Москву собрались у кого-то в номере, открыли бутылки, пригласили Яшина. Обстановка получилась непринужденная. И тон задавал Лев Иванович. Но когда кто-то из игроков начал обсуждать тренера, Яшин строго сказал: «Ребята, эту тему прошу не трогать». Мы-то понимали, что в душе он с нами. Но как начальник команды анархию срубил на корню.

Владимир ПИЛЬГУЙ:

— Иногда слышу, что из Яшина сделала икону советская пропаганда. А некоторые вратари, не стесняясь, легко сравнивают себя с ним. Но постойте, ведь Льва Ивановича лучшим признают не только в нашей стране. Звезды мирового футбола почитали за честь быть знакомыми с Львом Ивановичем. А тем более играть с ним. Доказательство тому — и прощальный матч Яшина в 71-м году, и праздник по случаю его 60-летия в 89-м. Ведь никакой ЦК КПСС не мог бы заставить Пеле, Эйсебио, Беккенбауэра говорить о Яшине добрые слова, если бы они не хотели этого.

Владимир ГАБУЛОВ:

— Я очень рад, что оказался сегодня в одной компании с Валентиной Тимофеевной, с вратарями, которые видели игру Яшина, играли и тренировались с ним. Мне интересны их воспоминания. Что касается личных ассоциаций, то у меня их и быть не может. Ведь я родился в один год с внучкой Яшиных. Впервые о Льве Ивановиче услышал, когда начал следить за футболом, когда стал вратарем. Рад, что мои представления о Льве Ивановиче как о вратаре высокого класса, о порядочном человеке подтверждают все, кто его хорошо знал.

«ОН И СЕЙЧАС БЫЛ БЫ ЛУЧШИМ!»

— Яшина называли новатором. Существует ли нынче наша вратарская школа? Если да, то какая она? В чем ее отличительные черты?

Владимир ПИЛЬГУЙ:

— Считаю, что сейчас ее нет. При Яшине наша вратарская школа была передовой, заметно выделялась на общем фоне. Мое мнение, конечно, очень субъективное, но некоторые приемы мы берем теперь у зарубежных вратарей. Но это не так уж и плохо.

Валентина Тимофеевна:

— Я не специалист в футболе. Но Лев после тренировок и игр нередко делился со мной какими-то особенностями в своей игре. Например, до 66-го года он играл без перчаток, считая их пижонством. А после чемпионата мира в Англии изменил мнение о перчатках. Сейчас игра в перчатках стала нормой. И нынешние вратари, по-моему, считают, что так играли голкиперы и сто лет назад.

Владимир ПИЛЬГУЙ:

— Особенности игры Яшина — смелые выходы из ворот, нередко даже за пределы штрафной. Почему он это делал, хотя риск пропустить мяч издалека был большой? Объяснение в том, что Лев Иванович хорошо играл не только руками, но и ногами, не хуже любого полевого игрока. К тому же он отлично «читал» игру, он все время за ней следил, ставил себя на место защитника, хавбека, форварда и предугадывал ход игры. Его новаторство, на мой взгляд, проявилось еще и в том, что он не выключался из игры все 90 минут. Сейчас нередко некоторые вратари, выбив подальше мяч, считают, что их дело сделано — пусть дальше с мячом разбираются нападающие.

Анзор КАВАЗАШВИЛИ:

— А как он вводил мяч в игру руками! По себе знаю, что делать это непросто. Я, например, даже в конце игровой карьеры, пройдя школу Яшина, не решался вбрасывать мяч руками. Боялся, что либо сам ошибусь, либо защитники потеряют мяч и соперник начнет новую атаку. К такому розыгрышу не часто прибегают и современные вратари.

Николай ГОНТАРЬ:

— Согласен со всеми выводами. Правильно все подмечено. Но мне кажется, что мы все-таки не до конца оценили уникальное мастерство Яшина. Сейчас трудно найти такого универсального голкипера, одинаково хорошо играющего и на выходах, и на линии ворот, тонко разбирающегося в вопросах тактики, обладающего высокой техникой. Поэтому все новаторство Яшина — от уникального мастерства. Не считаю, что наша вратарская школа исчезла. Просто благодаря хорошей информации, в том числе и зарубежной, она обогатилась, стала, скажем, более интернациональной. Раньше вратари варились в собственном соку, подражали конкретным людям — Акимову, Хомичу, Никанорову. А сейчас ребята находят ответы на интересующие их вопросы в телетрансляциях с чемпионатов мира, Европы, Лиги чемпионов, да просто в Интернете. Но хочу обратить внимание на одну деталь. Высококлассного вратаря трудно подготовить, если в детстве не был заложен вратарский фундамент.

Анзор КАВАЗАШВИЛИ:

— Добавлю такую особенность в игре Яшина — умение решительно играть при верхних передачах. В воздухе он был королем. В стыках Лев Иванович знал, когда выходить на перехват, а когда ждать, чем закончится единоборство защитника с нападающим. Причем в таких случаях Лев редко ловил мяч. Он отбивал его кулаком в сторону.

Владимир ГАБУЛОВ:

— Слушаю старожилов и все больше убеждаюсь в том, что Лев Иванович во многом опережал свое время, что многие его приемы и сейчас на вооружении молодых вратарей: игра на выходе, подстраховка защитников, быстрое начало атак. Не могу судить о школе Яшина в целом, но не сомневаюсь, что Лев Иванович и сейчас был бы лучшим из вратарей.

No hay comentarios:

Publicar un comentario

BOGATYR KRASNIY

BOGATYR KRASNIY
LEV YASHIN EN EL SEGUNDO LUGAR CON LA VESTIMENTA DE NEGRO EN EL EQUIPO DE BOGATYR DE KRASNIY SU SEGUNDA FOTOGRAFIA DE JOVEN

Лев Иванович Яшин


LEV YASHIN
Lev Yashin nació el 22 de octubre de 1929 en Moscú, Rusia. Se lo conoce con el apodo de "La araña negra", por su habilidad bajo el arco, y por su habitual indumentaria negra.
Comenzó siendo arquero de hockey sobre hielo en el equipo de la fábrica de herramientas en la que trabajaba, pero a los 14 años debió reemplazar al arquero del equipo de fútbol, dando allí sus primeros pasos en este deporte.
En 1949 ingresó al Dínamo de Moscú, club en el que desarrolló toda su carrera, ganando 5 Ligas rusas y tres Copas, llegando a ser ídolo de su país.
Participó junto a la selección de su país en tres mundiales: Suecia 1958 (cuartos de final), siendo el jugador más destacado de su equipo, Chile 1962 (cuartos de final), e Inglaterra 1966 (semifinales). Disputó y ganó la primera Copa Europea de Naciones (Eurocopa), en 1960.
Se retiró a los 41 años, en ocasión en que él junto a su selección disputara un encuentro frente a un seleccionado del Resto del Mundo, en homenaje a este sensacional arquero.
Tiempo después se convirtió en técnico del Dínamo y de la selección. Falleció el 21 de marzo de 1990 en Moscú, a causa de un cáncer de estómago.
El récord de partidos jugados en la Liga Soviética se encuentra en su poder, con 326 y se dice que atajó 150 penales en toda su carrera.
En 1963 recibió el Balón de Oro, trofeo con que se premia al mejor futbolista de Europa, siendo el primer y único arquero hasta el momento al que se le otorga dicho premio. En 1968 fue galardonado con una Orden Lenin por su trayectoria, un gran logro para un deportista soviético.
Lev Yashin está considerado como el mejor arquero de la historia de la Copa del Mundo. Tal es así, que el trofeo de la FIFA al mejor arquero de ese campeonato, que se entregó por primera vez en 1994, lleva su nombre en reconocimiento a su magnífico trabajo.
El 27 de diciembre de 1999 fue elegido como el mejor deportista ruso del Siglo XX, por los periodistas deportivos de su país.
Lev Yashin era un arquero que reunía todas las virtudes: era ágil, seguro, con reflejos y un enorme sentido de anticipación, y que solía estudiar a sus rivales. Todas estas cualidades lo convirtieron sin dudas en un arquero prácticamente imbatible, y que recibió el elogio de fanáticos de todo el mundo.
SUS TÍTULOS

3 Ligas soviéticas con el Dínamo ( 1954 – 1955 – 1957 – 1959 y 1953)

3 Copas con el Dínamo (1953 – 1967 – 1970)

Medalla de oro en las Olimpíadas de 1956, con su selección.

Eurocopa de 1960, con su selección.